Истории известных брэндов

Зино Давидофф: его дело табак
Очень твердый знак
Торговая сеть Wal Mart. Дядя Сэм, король универсамов
Scotch или Липучий шотландец
Брэнд «Алла». Пришла и продаю
Плейбой. Король голых
"Gerchard Pabst" - Великий комбинатор

Материалы в рубрике цитируются из разных источников, в том числе из журналов Издательского дома «Коммерсант»

ДАЛЕКО НЕ ВСЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ АЛЛЫ ПУГАЧЕВОЙ БЫЛИ РЕНТАБЕЛЬНЫМИ. НО ПОЧТИ ВСЕ -- КРУПНЫМИ ПОЧТИ ВСЕ, ЧТО НАПИСАНО О ПУГАЧЕВОЙ,-- ЭТО СПЛЕТНИ И ЛЕГЕНДЫ. НАСТОЯЩУЮ БИОГРАФИЮ ОНА ОБЕЩАЛА НАПИСАТЬ САМА


Брэнд «Алла». Пришла и продаю

Полжизни ты работаешь на имя, полжизни имя работает на тебя. Алла Пугачева хорошо усвоила эту истину. К концу 1980-х она уже достаточно поработала на имя, а в 1997-м пришла пора получать дивиденды: торговая марка "Алла" была отмечена премией "Брэнд года". К 50-летию у нее набралось еще с полдюжины проектов. Прибыльных и не слишком.

Первоначальное накопление

Отец, начальник средней руки на обувной фабрике, считал, что "Алкины занятия музыкой бесполезны". Он хотел видеть дочь официанткой: в 50-е эта профессия считалась хлебной. Но уже в 1965-м, когда Алле не исполнилось еще и 16, студентка музыкального училища отправилась на свои первые гастроли, предъявив в деканат липовую медицинскую справку. Программа называлась "Пиф-паф, или Сатирические выстрелы по промахам". Ее авторы (дуэт Лившиц--Левенбук) не скрывали, что это была халтура.
Сумма первого гонорара будущей звезды доподлинно неизвестна. Известно лишь, что поющие дамы из Москонцерта "за такие деньги ехать на Чукотку" отказались. Поэтому борцы с "отдельными промахами" и присмотрели молоденькую студентку. Тогда Алла Пугачева исполнила свою первую песню -- "Робот". Но по-настоящему Пугачева заявила о себе только через 10 лет -- она исполнила "Арлекино" на конкурсе "Золотой Орфей" и завоевала гран-при. В 1979-м был новый триумф -- "Все могут короли" и победа на фестивале в Сопоте. Однако главным в Сопоте считался не гран-при, а приз зрительских симпатий: к нему прилагалась роскошная океанская яхта.
Уже тогда в народе сложилось устойчивое мнение, что Пугачева "гребет деньги лопатой". На самом деле она получала за концерт 47 рублей 50 копеек и жила на первом этаже в "хрущевке" на Вешняковской. Ей платили по схеме "19 + 19" (две так называемые разовые ставки) плюс 9 рублей 50 копеек (за 50% мастерства). Сумма гонорара зависела лишь от музыкального образования, но никак не от популярности артиста. Больше всех получали артисты классического направления: большинство из них имели высшее музыкальное образование. Самая низкая оплата была у артистов эстрады, и уж совсем мизерная -- у вокально-инструментальных ансамблей.
Но существовали и обходные пути. Артисты эстрады, имевшие высшее образование, могли сдать программу, состоящую из оперно-камерных произведений и народных песен, получить квалификацию по высшим ставкам, а затем на концертах петь эстрадные песни. Весьма прилично в социалистическую эпоху платили и авторам, поэтому Алла сама стала писать песни. Так или иначе, а постепенно появились и первый подержанный "Мерседес", стоивший, правда, в два раза дешевле "Волги", и знаменитая четырехкомнатная квартира на Тверской улице.
Все это уже в прошлом. На встрече нового, 1998 года в Государственном Кремлевском дворце Пугачева получила за небольшое выступление $50 тыс. По некоторым сведениям, столько же ей заплатили за визит в Красноярск и поддержку на выборах экс-губернатора Зубова. В ее гараже новые "Мерседес" и "Линкольн". Живет она в двухэтажной квартире на Земляном валу, однако уже хочет другую. Совсем недавно у нее появилась дача. Ходили слухи, что у Пугачевой есть коттедж в Испании. На самом деле только таймшер. Но есть квартира в Майами.

Школа молодого певца

К концу 80-х у Пугачевой появились амбиции педагога. Она решила создать Театр песни -- эдакую школу молодых исполнителей, которую сейчас назвали бы продюсерским центром. В 1988-м Театр песни Всесоюзного творческо-производственного объединения "Союзтеатр" Союза театральных деятелей СССР был зарегистрирован. Алла стала его художественным руководителем. А директором стал Евгений Болдин, игравший при Пугачевой роль серого кардинала с 1978 года. Сначала он был сотрудником Росконцерта, затем директором ее коллектива и, наконец, мужем.
Театр Болдина--Пугачевой фактически конкурировал с Госконцертом. Артисты переходили в более демократичную, почти частную структуру, занимавшуюся организацией гастролей, продюсерской деятельностью и рекламой. Театр песни отправлял на зарубежные гастроли Малинина, Преснякова-младшего, казахскую группу "А-Студио". Офис располагался в "Олимпийском". Там и родился первый крупный проект -- "Рождественские встречи". У Пугачевой появилась идея сделать большой концерт, в котором кроме исполнителей из театра приняли бы участие приглашенные артисты.
Первые "Рождественские встречи" состоялись в том же 1988 году и проходили с 11-го по 21 декабря. Кроме доходов с концертов, Театр песни зарабатывал, продавая рекламную продукцию -- значки, плакаты, календари, майки с изображением Пугачевой. Но к 1992 году театр перестал приносить прибыль. Вместо него была основана фирма "Алла". Под нее правительство Москвы выделило Пугачевой здание кинотеатра "Форум", которое предполагалось отреставрировать. Но Пугачева не пожелала ходить по спонсорам и решила подождать, когда правительство оплатит и ремонт. Но в конце концов за неуплату в "Форуме" отключили телефоны, и от кинотеатра пришлось отказаться.

Духовное родство

В 1990 году Болдин и Пугачева решили, что использование имени только для украшения календарей и маек нецелесообразно. И взялись за производство собственных духов. Но продвижением их занялся не Театр песни, а созданное совместно с компанией "Сиабеко груп" СП SAV Entertainment. Пугачева-парфюмер начала сотрудничать с малоизвестной французской фирмой Sogo, которая в течение двух месяцев разрабатывала запах. Из Франции присылали образцы, а Пугачева выбирала "свой аромат". Эскиз коробки для духов она сделала сама. Окончательный вариант помнят многие -- женский силуэт с ниспадающим плащом, росчерк "Алла" на крышке флакона.
Духи "Алла" поступили в продажу в 1990 году. За первые пять месяцев было продано 100 тыс. флаконов по $12 за каждый. К 1995 году объем продаж вырос до 200 тыс. флаконов в месяц. Успех вдохновил Пугачеву, и она стала подумывать о создании полной парфюмерной линии "Алла" из 11 предметов. Но тут очень некстати случился конфликт с Болдиным, к тому времени уже бывшим ее супругом, и компанией. Не последнюю роль в нем сыграла совладелица компании, кстати, бывшая переводчица Аллы Надежда Соловьева. Сама Пугачева говорит, что, "будучи безграмотной юридически, ни с кем не посоветовавшись, она так подписала контракт с SAV, что практически ничего не имеет". Не пожелав сотрудничать с бывшими партнерами, она пообещала выпустить новую серию духов -- "Алла 2".
Кстати, примерно в то же время Пугачева решила "сыграть на бирже" по-русски -- вложить деньги в финансовую пирамиду "Властилина". Соловьева, владелица фирмы, очаровала певицу. Среди прочих эстрадных исполнителей она неоднократно приглашала Пугачеву в родной Подольск с концертами. А после концертов всегда расплачивалась наличными и устраивала пышные банкеты. Видимо, там она и убедила певицу вложить $1,75 млн под 100% в месяц в свою контору (при обыске в "Властилине" в сейфе Соловьевой был найден паспорт Пугачевой). Деньги Алле до сих пор так и не вернули. Не везет ей с Соловьевыми...

Собрание сочинений

В 1991 году у Пугачевой появилась идея собрать все свои песни, отобрать лучшие и выпустить их в нескольких альбомах. Работа началась в 1994 году и завершилась лишь к 1996 году. Все записи приходилось реставрировать. Специально для издания была создана фирма General Records, учредителями которой выступили все та же Надежда Соловьева, бывший юрист Пугачевой Андрей Янович и музыкальный критик Артемий Троицкий.
На 13 компакт-дисков было записано 211 песен "советского периода" Пугачевой. Официально объявленный тираж составлял 3 тыс. комплектов, реальный, по некоторым сведениям, доходил до 10 тыс. В розницу диски продавалась по $150 за комплект. По итогам 1996 года "Коллекция Аллы Пугачевой" была признана самой продаваемой аудиозаписью. Предприимчивые пираты вскоре выпустили собрание для нищих -- на кассетах. Это удовольствие обходилось в 1996 году в 150 тыс. рублей.
Не обошлось без скандала. Интересы композиторов и поэтов, чьи песни вошли в сборник, учтены не были. General Records просто забыла о том, что тем тоже причитается. Илья Резник, написавший львиную долю песен сборника, подал на издателей в суд и выиграл дело, вдохновив остальных авторов.

Сапожная мастерская

В 1993 году к Пугачевой пришли два молодых журналиста из Ташкента и предложили певице сделать журнал "Арлекино". Ей идея понравилась, но название она решила поменять -- на "Аллу". Деньги на журнал выделила из собственного кармана. Первый номер увидел свет уже в декабре. Он был про саму Пугачеву, про друзей и про "птенцов, вылетевших из гнезда". Право последней подписи под каждым материалом принадлежало самой Алле. Но народ почему-то не купился на имя на обложке, и журнал спросом не пользовался. В 1998-м он умер, а старые номера все еще продаются на концертах Пугачевой и Киркорова.
На тех же концертах можно встретить еще и сапожки от Пугачевой. В прошлом году, во время гастролей, она возила собственноручно созданную коллекцию обуви по всем городам тура. Это было по меньшей мере странно: у поклонников певицы в провинции явно нет денег на такую обувку, которая, как и все, что делает Пугачева, получилась весьма экстравагантной. И довольно дорогой -- до $400.
Начинался же этот бизнес в 1997 году. В Алле заговорили гены, и она решила создать собственную коллекцию обуви. В этом ей помогла фирма "Эконика". Представленная на январской выставке "Консумэкспо" коллекция называлась Econika & Alla Pugachova. В марте на Старом Арбате под таким же названием открылся обувной салон. "У нас были вечные споры с 'Эконикой', да и сейчас они продолжаются, по поводу дизайна обуви,-- говорит Пугачева.-- Меня постоянно дорабатывают, чтобы я не была очень экстравагантной. Меня убеждают в том, что основная масса покупателей хочет качественную и не очень экстравагантную обувь. Поскольку я не занимаюсь продажей обуви, мне было это очень сложно понять".
Да и финансовыми взаимоотношениями с "Эконикой" Пугачева не слишком довольна: "Пока я получаю гонорары, и этих денег мне хватает на кисти и краски. Но я хочу пересмотреть эту ситуацию и получать процент с объема продаж. Раньше я просто боялась работать на процентах. Думала, что это ненадолго. Но раз это развивается, пора пересматривать условия контракта".

Плановая "Эконика"

Однажды имя Пугачевой связали с рестораном "Англетер". Сама Пугачева говорит, что непосредственного отношения к нему не имела: "Это мы просто приятелю помогали. Но он оттуда тоже уже ушел. Да и почему обязательно ресторан? Может быть, у меня будет что-то типа McDonalds. Я пока не знаю". Зато Пугачева всерьез подумывает о собственном бутике: "Постепенно я прихожу к выводу, и представители 'Эконики' меня потихоньку на это настраивают, что мне необходимо открыть свой бутик. Тогда я буду разбираться еще и в тонкостях торговли".
Возможно, когда-нибудь она воплотит и свою мечту о коллекции одежды: "Подумываю об этом. Наверное, когда будет бутик, так и будет. Но не сейчас". В общем, Пугачева не собирается сидеть сложа руки. Идей, способных принести прибыль, у нее великое множество. Например, она хочет заняться литературой: "Все, что обо мне написано другими,-- это по сплетням и легендам. А настоящую биографию ждите".



   2001 © Welcome
   design :: irina yun