Истории известных брэндов

Зино Давидофф: его дело табак
Очень твердый знак
Торговая сеть Wal Mart. Дядя Сэм, король универсамов
Scotch или Липучий шотландец
Брэнд «Алла». Пришла и продаю
Плейбой. Король голых
"Gerchard Pabst" - Великий комбинатор

Материалы в рубрике цитируются из разных источников, в том числе из журналов Издательского дома «Коммерсант»



Очень твердый знак

Издательский дом "Коммерсантъ" не просто один из крупнейших издательских домов страны. На сегодня это наиболее раскрученная и дорогая торговая марка на рынке печатной периодики. Под этой маркой сотни тысяч потребителей ежедневно получают высококачественную информацию, которой они привыкли доверять. Пришло время подробнее рассказать нашим читателям об издательском доме и о том, как он устроен.

Когда человек берет в руки газету или журнал, его в первую очередь интересует, насколько он может доверять той информации, которую получает за свои деньги. В этом смысле лого Ъ, превратившееся в brand name сразу после своего рождения, стало гарантией объективности для читателей любых коммерсантовских изданий.

Под маркой "твердого знака" к подписчикам и в розницу поступают ежедневная газета "Коммерсантъ-Daily", еженедельники "Коммерсантъ-Власть" и "Коммерсантъ-Деньги", журнал "Столица", ежемесячные журналы "Домовой" и "Автопилот".

Все эти издания родились вместе с рыночными отношениями и оказали определенное влияние на их развитие. Заняв свои ниши первыми, они стали лидерами рынка независимой прессы. Именно это лидирующее положение дает ИД "Коммерсантъ" ту степень финансовой стабильности, которая позволяет читателям верить в информационную независимость и неангажированность его изданий.

Принцип объективности и независимости суждений был принят за основу еще при создании самого первого издания -- еженедельной газеты "Коммерсантъ". Но уже вскоре издательский дом вырос в огромный, отлаженный как часы механизм, и умозрительный принцип превратился в технологию. Именно так! Производство информации устроено таким образом, что ее объективность и неангажированность обусловлены технологически.

В этой технологии есть несколько составляющих.

Первая -- это система управления. Издательский дом "Коммерсантъ" представляет собой холдинг, в котором компактный управленческий аппарат осуществляет прямое и централизованное руководство всеми коммерческими и техническими службами. Жесткая система управления направлена не только на поддержание постоянного контроля над нестабильным издательским бизнесом. В этом есть и более глубокий смысл: руководство ИД "Коммерсантъ" считает, что подлинная независимость прессы возможна только в том случае, когда творческие и коммерческие функции полностью разведены.

Принцип простой -- одни люди создают конечный продукт (газету, журналы), другие зарабатывают деньги. Интересы этих людей нигде не пересекаются, кроме как в бухгалтерии в день получки. Даже в самые сложные времена журналистам и редакторам ИД "Коммерсантъ" никогда не приходилось тревожиться о том, будет ли зарплата и откуда возьмутся на нее деньги. Это была не их проблема, а коммерческих служб.

Другой принцип -- коллективность обсуждения. Коммерсантовская заметка никогда не рождается в мозгу одного человека. Всегда работает "коллективный разум". Его роль играют ежедневные редколлегии, на которых главные редакторы, а также руководители ключевых служб (секретариат, служба арт-директора и информационный центр) обсуждают очередной номер газеты или журналов. Каждая идея, каждая новая информация проходит своего рода коллективную экспертизу, после чего выносится решение, в каком ключе и в каком из изданий следует подавать эту информацию читателям.

Впрочем, централизованный стиль производства информации -- лишь малая часть технологии. В издательском доме есть довольно широкий круг авторов, которые сами ставят для себя задачи, и им полностью доверяют.

Здесь надо сказать о еще одном ноу-хау: журналисты всех коммерсантовских изданий работают на все издания. Один и тот же корреспондент по заданию редакции пишет сегодня для газеты, завтра для "Денег", послезавтра для еженедельника "Коммерсантъ". Такого нет ни в одном другом издательском доме России. Поэтому ИД "Коммерсантъ" и представляет собой единую команду. Это на порядок увеличивает возможности каждого корреспондента -- в его распоряжении весь интеллектуальный и информационный потенциал издательского дома. Компьютерные службы обеспечивают доступ к базам данных и электронной ленте новостей, информационный центр напрямую выводит на региональных и зарубежных корреспондентов, а сотрудники других отделов охотно предоставят весь свой информационный багаж (экспертов, консультантов, базы данных и т. д.).

После того как заметка сдана руководителем отдела, она попадает на выпуск, где проходит еще несколько уровней проверки. Во-первых, это служба рерайта (этот институт в российской прессе впервые ввел именно "Коммерсантъ"). Рерайт -- специальная команда профессионалов, вылавливающих из поступающей информации все, что может оказаться ошибкой (фактической, логической, стилистической и т. д.). Следующий уровень проверки информации -- выпускающий редактор. Помимо контроля за производственным процессом (в частности, за соблюдением дедлайнов -- крайних сроков сдачи материалов в номер журналистами) выпускающий также несет ответственность за всю информацию, выходящую в номере газеты или журнала.

Наконец, последний уровень проверки -- служба пруфридеров (proofreaders). На них возложена самая ответственная часть работы -- оценка заметки на любой вид неангажированности. Proofreaders -- люди, прекрасно осведомленные о раскладе интересов любых групп в любой сфере деятельности. Поэтому их задача -- следить за соблюдением главных принципов "Коммерсанта".

Существует длинный список нарушений, карающихся весьма сурово. И это не только недобор фактуры или срыв дедлайна. Одно из самых серьезных -- нарушение принципа объективности. Если есть две точки зрения на одну проблему, в тексте должны присутствовать обе. Это императив! Еще одно правило: журналист излагает не чье-то мнение, а факты, версии, комментарии.

Весь этот свод правил, писаных и неписаных,-- первое, с чем сталкиваются новые сотрудники--члены коммерсантовской команды. Обычно первое, самое острое, впечатление у новичков вызывает ощущение собственной включенности в некий сложный, вначале непостижимый, но весьма разумный механизм, работающий сам по себе.

Этот имидж бездушной "коммерсантовской машины", помноженный на подчеркнутую отстраненность и фактологичность коммерсантовских статей, любят ставить в упрек конкуренты. Однако такое впечатление обманчиво. Именно люди составляют основной капитал издательского дома.

Поиск талантов часто выводит на первые позиции людей, еще недавно работавших корреспондентами. Наверное, нигде способные журналисты не растут так быстро, как в "Коммерсанте", нигде не происходит таких быстрых перемещений по служебной лестнице.

Постоянные перемены вообще характерны для издательского дома. То над зданием вырастет пятый этаж (пентхаус). То изменится интерьер. То в холле перед баром экспонируют работы нового художника. Не меняется только ритм, упругий и динамичный ритм издательского дома. И многие уже не могут жить вне этого ритма, несмотря на всю напряженность такой работы. Кому-то нравится бодрящая обстановка здоровой конкуренции. Кому-то -- забота руководства об условиях труда сотрудников (будь то усовершенствования в работе бара и спортзала или введение новых социальных льгот). Кому-то -- все вместе. Но, пожалуй, главное -- это ощущение, что ты находишься на перекрестке информационных потоков, в самой гуще событий, о которых надо срочно рассказать читателям. Вот мы и рассказываем.



   2001 © Welcome
   design :: irina yun